Разделы

В сети

Пользователей: 125
Из них просматривают:
Аналоги: 48. Даташиты: 17. Инструкции: 8. Магазин: 1. Новости: 19. Остальное: 9. Ошибки: 1. Программы: 1. Производители: 4. Профиль пользователя: 1. Торрент: 3. Форум: 10. Чат: 3.
Участников: 5
Гостей: 120

KT315 , alex01981 , Google , wolf170571 , Яндекс , далее...
Рекорд 2375 человек онлайн установлен 26.12.2015.

Партнёры


Партнёры

Новые объявления

Радиолюбительская технология

Изготовление печатной платы в домашних условиях (в картинках)

Написал an в 07.09.2008 23:30:00 (23235 прочтений)
Занимаясь радиолюбительством в течении многих лет я изготавливал печатные платы разными способами. Рисовал лаком (помните те времена), резаком (простенькие платы) и т.д. В последнее время пользуется популярностью метод "Лазерного принтера и утюга" для переноса рисунка на фольгированый стеклотекстолит. По разным рекомендациям и статьям в Интернете я испытал практически все материалы, что рекомендовалось. Тонкая лощеная бумага от журналов, фотобумага, факсовая бумага, подложки от самоклеющейся пленки и даже бумагу для термопереноса на ткань. Вру, пищевую аллюминевую фольгу не испытывал.


Ни один способ не удовлетворял меня по причине, что результат был не стабильный (могло получиться с первого раза могло только с третьего-пятого). Лучшие результаты были получены на фотобумаге. Хуже на факсовой и на листах от журналов, да еще к тому же после "прокатки" утюгом ее приходилось отмачивать. Сильно это не напрягает по времени, но все же (10 мин в среднем). На бумаге для термо переноса на ткань получалось хорошо, но для снятия подложки требуется изопропиловый спирт, также очень точно надо было выставлять температуру утюга. Чуть ошибка - все брак. На подложках от самоклеющейся пленки тонер при печати отваливался от лощеной поверхности (не знаю какой гадостью они покрыты)
Все со вступлением покончено - приступаем...

Прим: Все, что я буду описывать дальше может и было где то описано раньше, но я не видел.

Как ни странно, но вернемся к подложкам от самоклеющейся пленки (самоклеющиеся обои). В основном технология во многом идентична ранее описанному в разных источниках. Все дело в материале

Что нам потребуется:
1.Фольгированый текстолит (одно-двух сторонний, кому как надо)
2.Лазерный принтер ( у меня дома HP1020 )
3.Утюг - любой
4.Силит-Бэнкс - для очистки поверхности платы
5.Хлорное железо для травления платы ( с другими составами не проверял типа "медный купорос-соль" и т.д. )
6.Тонкие сверла для сверления (это понятно)
7.САМОКЛЕЮЩЕЯСЯ ПЛЕНКА
Вот на пункте 7 остановимся подробней.
Идем на базар или в магазин, где продают обои и ищем дешевую китайскую пленку. Если посмотреть на подложку на которой лежит пленка можно увидеть сетчатый рисунок с буковками рисунками и циферками (у каждой марки по-разному). Так вот, нас интересует пленка, на подложке которой крупные цифры 333. НАС ИНТЕРИСУЕТ ОНА И ТОЛЬКО ОНА. У нас рулон 10 метров шириной 50 см. стоит 100 рублей. Бывают также 777, 555, 556 и т.д. но оно нам не надо.
Вот снимок подложки

Задница пленки

Дальше почти как всегда. Вырезаем (кому как удобней и чем удобней) кусок текстолита нужных размеров с запасом 1 см. с каждого края. На этих местах можно просверлить потом отверстия для совмещения двух слоев (если вы делаете двухстороннюю плату) Очищаем плату от загрязнений. Я не тру "шкуркой нулевкой", а использую Силит-Бэнкс (см. рекламу по телику). Наливаем немного Силита на поверхность платы и ждем. Если поверхность не очень грязная и не сильно окислилась, то хватает 1 мин. Плата на глазах становиться чистенькой и розовой. Если она у вас очень грязная, то ждем подольше или повторяем процедуру несколько раз. Промываем плату водой и несем сушить, За поверхность плату, куда будем переводить рисунок пальцами не брать, но если взялись, то страшного ничего нет, просто перед переносом протрите тампоном, смоченным в ацетоне
Для очистки хорош также "Комет" (см. рекламу по телику), но в порошке .
Вот подготовленная плата

Заготовка отдраеная

Пока плата сушится, печатаем рисунок. Я рисую и печатаю на программе SprintLayout 4.0. У каждого свои предпочтения . Используйте то что больше нравится.
Вырезаем кусок пленки (саму пленку пока не отрываем) нужных размеров. Так как после отслаивания пленки подложка очень тонкая, принтер будет ее жевать. Поверьте мне - будет. Поэтому наклеиваем ее на лист обычной офисной бумаге. Приклеить надо так, чтоб после снятия пленки на верху осталось лощеная поверхность подложки Я использую несколько капель клея "Момент" в углах подложки и по центру длинных сторон.

Пленка на бумаге

Все у нас все готово для печати. Отдираем пленку.
Вставляем "бутерброт" в принтер и печатаем. В установках принтера не забываем выставить максимум тонера. Вы понимаете о чем я.

Принтер кушает бумагу

Отпечатали? смотрим как у нас там с рисунком. Именно на этом типе пленке, вернее подложке 333 у меня и перестало отваливаться тонер, на других сыпался - мама дорогая...

Готовые отпечатки

Включаем утюг ( если еще не включили раньше) Температуру можно проверить так. Печатаем на обыкновенной бумаге, кладем тонером вверх на перевернутый утюг и смотрим. Тонер заблестел - все нормально, температуры хватает для расплавления.
Я вообще никак не настраивал, просто поставил на максимум и все.
На стол кладем фанеру (10мм) потом книжку не нужную или журнал из газетной бумаги, (помните, были такие) на книжку плату фольгой вверх

Справочник

Из бинта или тонкой чистой тряпки делаем тампон. На снимке справа видно.
Подложку с рисунком НЕ КЛАДЕМ - во как.
Накрываем это листом офисной бумаги А4 и кладем утюг. Если плата больше чем поверхность подошвы утюга, то проглаживаем плату Достаточно 30-40 сек, чтоб плата разогрелась

Утюг

Далее снимаем лист офисной бумаги и кладем наконец подложку рисунком к фольге платы, Разлаживаем тампоном из тряпки Подложка прилипнет к плате тут же (если температура была достаточной, см. выше)

Опять справочник

Снова накрываем это листом офисной бумаги А4 и кладем утюг и начинаем гладить. Давить практически не надо, мы просто повторно подогреваем плату ( она уже успела немного остыть). Тут уже и 15-20 сек достаточно, хотя я и больше держал Снимаем лист офисной бумаги.

Быстренько 20-30 сек разлаживаем тампоном из тряпки всю поверхность, особенно по краям платы. Растираем как вдоль, так и поперек - дорожки же у нас не в одном направлении нарисованы. Вот тут надо немного надавливать, как бы растирая по поверхности.
Прим: кто боится за свои пальцы могут одеть перчатки их ХБ ткани - плата то горячая.
Все, ждем пока плата остынет, чтоб ее спокойно можно было взять в руки.
Хватаем за кончик подложки и легонько отдираем ее от платы. Она практически отходит сама.
И вот он рисунок переведен

Отутюженая заготовка

Смотрим, что все замечательно - радуемся В первый раз я пищал от восторга.!!!
Шутька.
Повторил лично сам раз 20, и ни разу ничего не отвалилось. 100% результат перевода. (ладно уговорили 99
Дорожки 0.2 у меня получились влет.
Вот готовая плата без сверления - ночь уже иду спать. Завтра просверлим

Готовая плата Готовая плата

Прошу прощение за последний снимок, фотик не мой и блестящие поверхности снимает видите как. Поверьте там все Ок .
Дальше все как обычно.
Травим. Сверлим. Лудим. Обрезаем до нужных размеров. Паяем
Если все подготовлено (рисунок печатной платы, все материалы) весь процесс у меня занимает минут 20-25 вместе с травлением платы
Вот и все
PS. Статью писал в тот день, когда первый раз пробовал, фотки через 2 дня, когда делал очередную плату Altera Byte Blastera c сайта www.radiokot.ru И в очередной раз все получилось просто супер, чего и вам всем желаю.
Вопросы, критику, ругань, восторженные отзывы принимаются на Andrew@dtrack.ru
С уважением Дойников Андрей. 27.03.2006

12
 
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправитель Нити
Dimarik
Отправлено: 14.02.2009 0:11  Обновлено: 14.02.2009 0:11
Школьник
Дата регистрации: 03.02.2009
Откуда:
Сообщений: 1
 Re: Изготовление печатной платы ...
объясните пожалусто что и как надо делать какой порядок?? переснять на плату рисунок , потравить , и всё ???
КАК ИЗ ТАКОГО СДЕЛАТЬ http://cxem.net/master/35-9.jpg ТАКОЕ http://cxem.net/master/35-10.jpg
an
Отправлено: 14.02.2009 0:33  Обновлено: 14.02.2009 0:37
Администратор
Дата регистрации: 07.08.2008
Откуда: Рыбница
Сообщений: 2505
 Re: Изготовление печатной платы ...
Цитата:
КАК ИЗ ТАКОГО СДЕЛАТЬ http://cxem.net/master/35-9.jpg ТАКОЕ http://cxem.net/master/35-10.jpg


Травлением в хлорном железе.
Продаётся в любом бутике радиодеталей.
Разбавь хлорное железо в тёплой дисцилированной воде и отпусти в него плату с нанесёнными дорожками.
И смотри когда всё растворится - забирай...
Только не передержи))
777nick
Отправлено: 04.10.2009 23:32  Обновлено: 04.10.2009 23:32
Сотрудник
Дата регистрации: 04.10.2009
Откуда: UA
Сообщений: 52
 Re: Изготовление печатной платы ...
МОЖНО перманентным маркером рисовать дорожки на плате для травления в хлорном железе?
И как сделать хлорное железо (имея соль NaCl, чистое железо Fe опилки, или пыль оксид железа Fe2O3, FeO Fe(OH)2, Fe(OH)3 и электролиз)?
serg-13ua
Отправлено: 23.12.2010 12:23  Обновлено: 23.12.2010 12:23
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Доброго,всем! Приобрёл плёнку 333, решил опробовать предложенную технологию изготовления п/п, и возник вопрос - при распечатке сыпеться тонер с поверхности подложки плёнки 333. Андрей, подскажите, в чём может быть причина?
ec73
Отправлено: 23.12.2010 14:59  Обновлено: 23.12.2010 15:05
Младший сотрудник
Дата регистрации: 23.12.2010
Откуда:
Сообщений: 27
 Re: Изготовление печатной платы ...
утюг должен быть не паровой или отключаться эта функция должна. И тонер сыпаться не будет, если толковый картридж. Хоть на чем печатай. Шкурить и обезжиривать нужно для того чтоб он не слазил. И греть надо так, чтобы плата не выгнулась от температуры. И температуру надо такую, чтоб тонер нагрелся и перевелся, а не поплыл по плате. И вообще, геморрой этот с тряпкой. И отрывание. Чуть не так и вместе с дорожками. Да киньте вы глянцевую бумагу в воду - сама отвалится а тонер будет на фольге.
serg-13ua
Отправлено: 23.12.2010 15:21  Обновлено: 23.12.2010 15:21
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Цитата:
И тонер сыпаться не будет, если толковый картридж. Хоть на чем печатай.
А что имеется ввиду?
ec73
Отправлено: 23.12.2010 16:35  Обновлено: 23.12.2010 16:39
Младший сотрудник
Дата регистрации: 23.12.2010
Откуда:
Сообщений: 27
 Re: Изготовление печатной платы ...
Свежезаправленный или новый. У меня один раз только отваливался - когда на нем напечатали листов 500. Температуру легко определить - гладим утюгом газету, убираем утюг и тут же касаемся места рукой - если достаточно горячо,(рука плохо терпит 60-70 град) - то все норм. Если тепленько или наоборот, газета желтеет и приобретает цвет горелой бумаги - тонер поплывет. Все рассказываю - из личного опыта. Если печатать из картинки, то можно реально натупить с размерами, потом ножки раздвигать придется Или сдвигать Так что тут обязательно проверять. Маленькие платки классно лудить оплеткой, большие - сплавом розе в лимонной кислоте.
Если из спринта, диптерйса - тупо печатаем рисунок на односторонней глянцевой бумаге, потом гладим (тут уже не надо подкладывать бумагу под утюг, не прилипнет). Если бумага не толстая, рисунок проявится. Не сильно канеш. Но это будет сигналом к тому чтобы перестать гладить Потом в теплую воду. Чуть шоркаем по бумаге пальцем (минут через 15-20). Она скатывается. Когда всю скатаем - хлорное железо. Протравили - сверлим, не держа в руках а положив на ровную поверхность. Иначе будете ломать сверла. Стеклотекстолит со стороны компонентов иногда можно раззенковать.
serg-13ua
Отправлено: 23.12.2010 17:41  Обновлено: 23.12.2010 17:41
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Спосибо за подробный рассказ! Занимаюсь платами не первый год, разрабатываю сам(без проблем!) в SpL, перепробовал разные технологии переноса рисунка, вот хочу ещё одну технологию "обкатать", но что-то проблема. Да, наверно Вы правы, дело в порошке, родной закончился, засыпали как всегда ...что по дешевле. И ещё, до этого распечатывал п/п на факсовской бумаге, а начал разбираться, оказывается во время распечатки на "плёнке" прижимные ролики на принтере просто раздавливают тонер.
evildesign
Отправлено: 24.12.2010 23:51  Обновлено: 24.12.2010 23:51
Модератор
Дата регистрации: 26.01.2010
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 3376
 Re: Изготовление печатной платы ...
Если есть желание получать лучшие результаты без особых хлопот- попробуйте фотоспособ.
MACTEP
Отправлено: 25.12.2010 0:24  Обновлено: 25.12.2010 0:30
Администратор
Дата регистрации: 07.08.2008
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 6468
 Re: Изготовление печатной платы ...
Вот не помню кто, ты или макарена, обещали статью про фотоспособ...
an
Отправлено: 25.12.2010 1:39  Обновлено: 25.12.2010 1:39
Администратор
Дата регистрации: 07.08.2008
Откуда: Рыбница
Сообщений: 2505
 Re: Изготовление печатной платы ...
Цитата:
Андрей, подскажите, в чём может быть причина?


БезПонятия...
serg-13ua
Отправлено: 25.12.2010 11:58  Обновлено: 25.12.2010 12:08
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Цитата:
Если есть желание получать лучшие результаты без особых хлопот- попробуйте фотоспособ.
Хлопотное это дело - фоторезист, помню впервые опробовал его ещё в 80-е (была практика на предприятии, правда там фоторезист наносили на кремниевые подложки и для плат производство небыло приспособлено), но тем не менее - нанесение, закрепление, проявка - сложно, да и потом дорогая технология по сравнению с ЛУТ.
evildesign
Отправлено: 25.12.2010 12:52  Обновлено: 25.12.2010 12:52
Модератор
Дата регистрации: 26.01.2010
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 3376
 Re: Изготовление печатной платы ...
Статью обещали оба, вот только macarena раньше.
Дело совсем не хлопотное, по мне гораздо менее хлопотнее чем ЛУТ. По цене- дороже, но оно того стОит.
serg-13ua
Отправлено: 25.12.2010 13:01  Обновлено: 25.12.2010 13:01
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Технологию выкладывать-то не обязательно, в инете про неё много расписано.
evildesign
Отправлено: 25.12.2010 13:29  Обновлено: 25.12.2010 13:29
Модератор
Дата регистрации: 26.01.2010
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 3376
 Re: Изготовление печатной платы ...
Согласен, расписано много, но у каждого свои "фишки", которые могут быть полезны другим. Я когда начинал тоже сделал для себя сборную солянку особенностей, все опробовал и отсеял ненужные.
serg-13ua
Отправлено: 25.12.2010 13:52  Обновлено: 25.12.2010 13:52
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Тогда, ждём!
Motor4
Отправлено: 01.03.2011 20:56  Обновлено: 01.03.2011 20:56
Практикант
Дата регистрации: 23.02.2011
Откуда:
Сообщений: 8
 Re: Изготовление печатной платы ...
В чем может быть причина , если рисунок на обычной бумаге вообще не приклеевается к текстолиту при нагревании нормальным утюгом.
serg-13ua
Отправлено: 01.03.2011 21:13  Обновлено: 01.03.2011 21:13
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
При печате на обычной бумаге порошок "впитываеться" и переносить на плату нечего, поэтому применяют - факсовскую, гянцевую с журналов, кальку и т.п., бумагу имеющую "пленку" на поверхности.
grom
Отправлено: 02.03.2011 7:12  Обновлено: 02.03.2011 7:12
Главный Инженер
Дата регистрации: 18.12.2008
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 1580
 Re: Изготовление печатной платы ...
не вгоняй людей в ступор! Порошок впитывается
serg-13ua
Отправлено: 02.03.2011 20:33  Обновлено: 02.03.2011 20:33
Главный Технолог
Дата регистрации: 06.11.2010
Откуда: Украина,г.Ровеньки
Сообщений: 311
 Re: Изготовление печатной платы ...
Цитата:
не вгоняй людей в ступор! Порошок впитывается
Помоему написал просто и доходчиво, что бы не вгонять людей в ступор(плотностью бумаги, её структурой, термообработкой при печати и т.д.), Впитывается в "...".
terio007
Отправлено: 03.08.2013 0:08  Обновлено: 03.08.2013 0:08
Инженер
Дата регистрации: 03.01.2012
Откуда: Новосибирск
Сообщений: 800
 Изготовление печатной платы в домашних условиях (в картинках)
Кто нибудь пробовал эту плёнку 333 прогонять на принтере LBP810 (аналог XP1100)?
Как она, сам принтер не убивает?
Kosmonavt
Отправлено: 03.08.2013 1:53  Обновлено: 03.08.2013 1:53
Главный Инженер
Дата регистрации: 08.02.2009
Откуда: Днестровск
Сообщений: 1035
 Изготовление печатной платы в домашних условиях (в картинках)
Всё доступно и понятно рассказал, местами с чувством, статья понравилась. Остаётся лишь купить лазерный принтер и проверить. Жаль на своём струйном принтере такого не сделать.
T112-10
Отправлено: 04.08.2013 2:31  Обновлено: 04.08.2013 2:33
Технический Директор
Дата регистрации: 17.07.2010
Откуда: Спиртогонск
Сообщений: 2053
 Изготовление печатной платы в домашних условиях (в картинках)
Цитата:
да и потом дорогая технология по сравнению с ЛУТ.

Поговаривают, что ЛУТом не всегда получается сразу и брака выходит немало. Так что может и ФРТ дороже, но гемору поменьше.

Да и мне например, придётся покупать отдельный лазерный принтер для этого (у меня струйный), а вещь это немаленькая и ему придётся подыскивать место, что сделать непросто.
Так что тоже жду статью про ФРТ. Надеюсь, известная пословица про обещанное не подтвердится...
evildesign
Отправлено: 04.08.2013 11:39  Обновлено: 04.08.2013 11:39
Модератор
Дата регистрации: 26.01.2010
Откуда: Тирасполь
Сообщений: 3376
 Изготовление печатной платы в домашних условиях (в картинках)
если есть глупая мысль, что фоторезист спасет от покупки лазерника- то можно о ней забыть навсегда. Струйные фотошаблоны не обеспечивают достаточной контрастности для УФ.

Разное

Для выпаивания микросхем в DIP корпусе пользуюсь проверенной технологией . Которая дает неплохие результаты , сохраняя при этом как микросхему так и дорожки печатной платы .

Интересно

Крупную деталь можно паять и обычным паяльником (25-40 Вт), если разогреть ее, например, на газовой плите.

Похожие новости