Еще два способа изготовления печатной платы
Д. ЕГОШКИН, г. Рязань
Тепловой способ переноса рисунка проводников на заготовку печатной платы [1 ] принят "на вооружение" многими радиолюбителями. С другой стороны, чем сложнее плата, тем больше желание упростить процесс ее изготовления.
Обычно для того, чтобы удовлетворительно перевести рисунок большой сложной платы, требуется несколько попыток, поскольку контролировать "на глаз" тепловой режим на значительной площади заготовки крайне трудно. Из-за многократного прогрева заготовки не исключены местные отслоения фольги.
Авторы статей [1—4] попытались систематизировать процесс перевода рисунка на фольгу заготовки и предложить удачные варианты процесса. Основываясь на собственном опыте "пла-тостроения", я тоже хочу предложить некоторые усовершенствования технологии переноса рисунка.
Бумага, как и предлагают указанные авторы, — тонкая, глянцевая. Заготовку платы перед переносом на нее рисунка нужно прогреть утюгом с противоположной стороны, и уже после достижения температуры, близкой к температуре плавления тонера, перевернуть, наложить бумагу с рисунком и прогреть тонер обычным способом. Прогревание заготовки способствует лучшему плавлению тонера со стороны фольги, что улучшает их сцепление при меньшем проникновении в бумагу.
В отличие от описанного в [1—4], бумагу я снимаю не после того, как тонер остынет, а пока еще он расплавлен (постепенно, вслед за движением утюга). При этом бумага снимается намного легче и рисунок меньше повреждается. Особенно заметны преимущества горячего съема бумаги, когда лист дважды пропущен через лазерный принтер, в этом случае желательно использовать более толстую бумагу.
Конечно, возможно несовмещение рисунков при повторной печати, но если вручную ориентировать листы в лотке принтера, второй и даже третий проходы через принтер дают практически незаметные расхождения линий. К сожалению, не все принтеры позволяют юстировать лист в подающем лотке. Так как толщина тонера в этом случае удваивается, местные стравливания проводников отсутствуют и плата не требует последующей доработки.
Давление утюга на бумагу должно быть равномерным и меньшим, чем обычно, иначе "толстые" проводники могут быть раздавлены и четкость рисунка ухудшится. Если плата двусторонняя, изготовление второй стороны производится аналогично после травления первой. На время травления второй стороны платы первую защищают лаком (краской).
Второй способ переноса рисунка на заготовку печатной платы — не тепловой, а, скорее, "мокрый". Он состоит из нескольких операций. Лист бумаги с рисунком проводников, распечатанный на лазерном принтере, подвергают воздействию ацетона, бензина или любого другого быстро испаряющегося вещества, растворяющего тонер. Наносить растворитель следует равномерно (я использую для этого распылитель от духов), в небольшом количестве, чтобы тонер не потек, а лишь слегка размягчился по всему объему. В зависимости от качества бумаги может оказаться полезным нанести тонкий слой растворителя на поверхность заготовки, чтобы его хватило только на то, чтобы дополнительно растворить поверхностный слой тонера.
Затем, пока растворитель не испарился, бумагу стороной рисунка проводников прижимают к заготовке и прикатывают фотографическим резиновым валиком. Иногда одного прохода бывает достаточно, чтобы рисунок перешел на заготовку с качеством, достаточным для травления. Но может понадобиться несколько раз прокатать бумагу и даже дождаться полного испарения растворителя. Снимать бумагу в этом случае можно, распылив на нее немного растворителя (или же применить тепловой способ после мокрого и снять бумагу, пока тонер расплавлен).
Так как в мокром способе отсутствует нагревание заготовки, для отслоения фольги нет никаких причин. Адгезия же тонера к фольге получается даже более высокой по сравнению с тепловым способом, так как растворенный тонер имеет меньшую вязкость и лучше смачивает поверхность фольги. Поэтому даже с меньшей, чем при тепловом способе, толщиной защитного слоя рисунка стравливание проводников практически отсутствует.
В качестве варианта можно, наложив лист с рисунком проводников на заготовку, на тыльную сторону листа нанести тонкий слой клея "Момент". На клей нужно положить еще один лист бумаги и прикатать к фольге фотоваликом. Когда размягчившийся тонер прилипнет к плате, следует более тщательно прикатать бумагу валиком меньшей ширины для получения большего давления. Для этого процесса я применяю резиновый прижимной ролик от катушечного магнитофона.
Снимать бумагу с заготовки нужно до того, как клей окончательно засохнет. Качество адгезии очень хорошее, стравливания проводников не происходит. Автор отдает предпочтение именно этому варианту, так как он быстрый, надежный и позволяет после перевода рисунка травить одновременно обе стороны заготовки. Наилучшей для мокрого способа я считаю бумагу "Снегурочка".
ЛИТЕРАТУРА
1. Черномырдин А. Тепловой способ перенесения рисунка на плату. — Радио, 2001, №9, с. 35.
2. Курилов А. Еще один способ изготовления печатной платы. — Радио, 2004, № 2, с. 37.
3. Радецкий Е. Варианты процесса перенесения рисунка проводников на плату. — Радио, 2006, № 3, с. 35.
4. Исаев А. Варианты процесса перенесения рисунка проводников на плату. — Радио, 2006, № 3, с. 35.
А с глянцевой бумаги проблема с тонером то плохо прилипает, то такой тонкий слой, что не перекрывает все дорожки полностью как надо для травления.
Надо попробовать два раза распечатать может получится или два раза перенести рисунок?
принтер SUMSUNG ML1614 06/2009
ЕЩЕ пишут что можно перманентный маркер для рисования дорожек брать?
Удобства понятны, нашёл даже рецепт, но там в составе аммиак 20%, а его из открытой продажи давно убрали.
Аптечный 10% аммиак не годится, концетрацию поднять без хим.лаборатории невозможно.
Если кому удастся таки растворить целлюлозу, сообщите.
Ещё хвалят старую фотобумагу с желатиновым фотослоем.
Печатают на фотослое и переводят утюгом как обычно.
В воде желатин разбухает, расползается и бумага легко снимается.
С платы лёгким движением сносят остатки желатина и...очень высокое качество.
Вопрос фотолюбителям - Делают ли сейчас такую фотобумагу ( без плёнки пвх)?
Я же долго ЛУТил на самоклейке (которая косит под текстуру древесины). Если угадать с материалом и приноровиться - печатки получаются отличные, дорожки от 0,2 мм!