Мarshall 18 Watt выбран для сборки как аппарат хорошо документированный и общепризнанный - схема проверена многими самодельщиками, звук большинством признан достойным. В своём роде это действительно легендарный прибор, сборке которого на западе посвящён целый сайт -
Традиционно сначала я собирал свой Маршалл в виде макета. Поскольку я не могу назвать себя мастером и особым сторонником навесного монтажа я поступил традиционным способом - большинство элементов расположил на плате c контактами из наконечников для кабеля (так называемая turret board). Технология хорошо описана на gtlab.net. Однако, если вы в Москве, я не советую покупать наконечники для кабеля в Чип и Дипе - там они естественно стоят дороже чем в том же Митино, или даже в магазине Оби можно купить пакетик таких наконечников, в итоге каждый наконечник вам обойдётся дешевле. В принципе заменить наконечники можно любыми подручными средствами - к примеру, для контактных лепестков можно нарезать кусочки металла - как это советовали в старых отечественных книгах по радиоэлектронике. Лейаут расположения деталей можно найти на сайте 18watt.com - там есть несколько вариантов - выбирайте тот что вам показался наиболее подходящим и понятным. Я собирал полный вариант - с каналом Tremolo (очень неплохим кстати).
Компоненты пронумерованы только в целях справочной информации.
Все конденсаторы на напряжение 400V если не подписано иначе.
Все резисторы мощностью 0.5 Ватт если не подписано иначе.
Подключение нити накала
Примечание: Выводы 4 и 5 лампы V6 (EZ81) подключаются с отдельной обмотки 6.3v, как и отмечено на схеме
Резистор |
Номинал |
Мин. мощность |
Примечание |
R1, R7, R11, R18, R19 | 100k | 0.5 | |
R2 | 820 Ом | 0.5 | |
R3, R4, R8, R26 | 1М | 0.5 | |
R5 | 1.5k/2k | 2 | см. примечание 2 |
R6 | 8.2k | 2 | |
R9, R15, R16, R23, R24, R29 | 470k | 0.5 | |
R10 | 2.2M | 0.5 | |
R12 | 220k | 0.5 | |
R13, R14 | 820 Ом | 0.5 | |
R17 | 56k | 0.5 | |
R20 | 125 Ом | 5 | |
R21, R22 | 8.2k | 0.5 | |
R25 | 100 Ом | 3 | |
R27, R28 | 68k | 0.5 | |
R30 | 500k Audio Pot | 0.5 | Normal Channel Tone Control (см. примечание 1) |
R31 | 500k Audio Pot | 0.5 | Normal Channel Volume Control (см. примечание 1) |
R32 | 1k Linear Pot | 0.5 | Vibrato Channel Intensity Control |
R33 | 2M Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Speed Control |
R34 | 500k Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Tone Control (см. примечание 1) |
R35 | 500k Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Volume Control (см. примечание 1) |
Конденсатор |
Номинал |
Мин. напряжение (В) |
Примечание |
C1* | 0.022 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C2 | 16-32 мкФ | 450 | Электролит (см. примечание 2) |
C3 | 50-500 мкФ | 50 | Электролит (см. примечание 2) |
C5 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C6 | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C7* | 0.05 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C8 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C9 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C10 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C11 | 50 мкФ | 25 | Электролит |
C12 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C13 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C14 | 470пФ | 400 | Керамический или слюдянной |
C15* | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C16* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C17* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C18* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C19 | 50 мкФ | 25 | Электролит |
C20-A | 32 мкФ | 350 | Электролит |
C20-B | 16 мкФ | 350 | Электролит |
* Конденсаторы, работающие в тонкоррекции. Лучший тип конденсаторов - Sprague, Mallory, Cornell Dublier, Jensen Paper-in Oil, и др.
V1, V2, V3 | ECC83/12AX7 Двойной триод |
V4, V5 | EL84/6BQ5 Пентод |
V6 | E281/6CA4 Voltage Rectifier Valve |
T1 | Силовой трансформатор |
T2 | Выходной трансформатор |
J1, J2, J3, J4 | Входные штеккеры |
F1 | Плавкий предохранитель, 1А |
F2 | Дополнительный плавкий предохранитель, 0.25А |
SW1 | Выключатель питания |
SW2 | Дежурный режим |
SW3 | Вибрато |
SW4 | Выбор сопротивления Динамика |
SW5 | Выбор напряжения |
L1 | Индикаторная лампочка 6.3 В |
Примечания:
1. В некоторых усилителях применяется 1М (R30, 37,34, 35)
2. Компоненты с больше чем одним значением (R5, C2, C3) - результат промышленных изменений. Отличающиеся перечисленные значения были соблюдены в подлинных немодифицированных примерах этой схемы усилителя. Экспериментируйте!
Блок питания на трансформаторе ТАН34 - собраны две обмотки по 300 вольт, объединены вместе средней точкой (вместе 600 вольт). Питание кенотронное - на кенотроне EZ81. Можно поставить EZ80 - свой первоначальный вариант я собирал именно на нём, или любой аналогичный отечественный кенотрон. Мерять напряжение снимаемое с кенотрона следует на плюсе фильтрующего конденсатора! После кенотрона с ТАН34 вы получите примерно 275 вольт, после конденсатора до 300 и выше - в зависимости от используемого трансформатора, его мощности и того насколько питание просядет под нагрузкой. Номиналы фильтрующих конденсаторов стоит уточнить по даташиту - для EZ80 (EZ81) суммарная ёмкость фильтрующих конденсаторов не должна превышать 50 микрофарад.
Лампы - 12AX7 (ECC83), причём в качестве лампы отвечающей за генератор тремоло-эффекта можно поставить что-нибудь попроще, две EL84 - в выходной каскад. Можно поэкспериментировать с отечественными 6Н2П и 6П14П.
Не забудьте "среднюю точку" накальной обмотки соединить с землёй - все ТАНы имеют дополнительный отвод в накальных обмотках (он "делит накальную обмотку на обмотки 5 вольт и 1.3 вольта) - его можно попробовать использовать в качестве "средней точки" для снижения уровня фона. Выпрямлять накал не обязательно - мой вариант работает прекрасно - шумов ноль.
Земляная шина проходит через корпуса переменных резисторов - что вроде бы не очень правильно с точки зрения теории (образование земляных петель), но говорят что именно так была образована земля в заводских аппаратах. Такой же вариант описан в одном из лейаутов с 18watt.com. По крайней мере если не допускать сеъёзных ошибок в монтаже усилитель не должен фонить по причине земляных петель. Если земляную шину будете подпаивать на корпуса потенциометров - обязательно обработайте места пайки надфилем или небольшим напильником - и предварительно, перед пайкой облудите зачищенные места. Иначе подпаять провод на корпус переменного резистора будет довольно проблематично.
Выходной трансформатор - классическое решение - ТВЗ 1-6. Его вполне можно попытаться найти на развалах в Митино или Царицыно. Либо как вариант попробовать приобрести трансформаторы для двухтактов у Ерасова, либо заказать в Аудиоинтструменте, либо намотать самостоятельно.
Корпус куплен в Каскад Электроникс - металлический корпус серии КТ, не самое лучшее решение для массивного усилителя (корпуса КТ достаточно ненадёжны, конструктивно имеют ряд недостатков (плохо закреплённые передние и задняя панели, неудачное решение крепление шнура питания, предохранителя), но при этом это недорогое и удобное решение - корпус обошёлся мне не дороже 700 руб, нет необходимости конструировать корпус в виде классической гитарной "головы". Морда сделана по классической технологии - распечатанный шильд клеится на лицевую панель и обрабатывается сверху автомобильным лаком из баллона. Не так прочно и долговечно как нормальная панель с шелкографией, но для домашнего использования вполне применимо.
Напоследок несколько фото:
(по материалам сайтов
Отправитель | Нити |
---|