Мarshall 18 Watt выбран для сборки как аппарат хорошо документированный и общепризнанный - схема проверена многими самодельщиками, звук большинством признан достойным. В своём роде это действительно легендарный прибор, сборке которого на западе посвящён целый сайт -
Традиционно сначала я собирал свой Маршалл в виде макета. Поскольку я не могу назвать себя мастером и особым сторонником навесного монтажа я поступил традиционным способом - большинство элементов расположил на плате c контактами из наконечников для кабеля (так называемая turret board). Технология хорошо описана на gtlab.net. Однако, если вы в Москве, я не советую покупать наконечники для кабеля в Чип и Дипе - там они естественно стоят дороже чем в том же Митино, или даже в магазине Оби можно купить пакетик таких наконечников, в итоге каждый наконечник вам обойдётся дешевле. В принципе заменить наконечники можно любыми подручными средствами - к примеру, для контактных лепестков можно нарезать кусочки металла - как это советовали в старых отечественных книгах по радиоэлектронике. Лейаут расположения деталей можно найти на сайте 18watt.com - там есть несколько вариантов - выбирайте тот что вам показался наиболее подходящим и понятным. Я собирал полный вариант - с каналом Tremolo (очень неплохим кстати).
Компоненты пронумерованы только в целях справочной информации.
Все конденсаторы на напряжение 400V если не подписано иначе.
Все резисторы мощностью 0.5 Ватт если не подписано иначе.
Подключение нити накала
Примечание: Выводы 4 и 5 лампы V6 (EZ81) подключаются с отдельной обмотки 6.3v, как и отмечено на схеме
Резистор |
Номинал |
Мин. мощность |
Примечание |
R1, R7, R11, R18, R19 | 100k | 0.5 | |
R2 | 820 Ом | 0.5 | |
R3, R4, R8, R26 | 1М | 0.5 | |
R5 | 1.5k/2k | 2 | см. примечание 2 |
R6 | 8.2k | 2 | |
R9, R15, R16, R23, R24, R29 | 470k | 0.5 | |
R10 | 2.2M | 0.5 | |
R12 | 220k | 0.5 | |
R13, R14 | 820 Ом | 0.5 | |
R17 | 56k | 0.5 | |
R20 | 125 Ом | 5 | |
R21, R22 | 8.2k | 0.5 | |
R25 | 100 Ом | 3 | |
R27, R28 | 68k | 0.5 | |
R30 | 500k Audio Pot | 0.5 | Normal Channel Tone Control (см. примечание 1) |
R31 | 500k Audio Pot | 0.5 | Normal Channel Volume Control (см. примечание 1) |
R32 | 1k Linear Pot | 0.5 | Vibrato Channel Intensity Control |
R33 | 2M Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Speed Control |
R34 | 500k Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Tone Control (см. примечание 1) |
R35 | 500k Audio Pot | 0.5 | Vibrato Channel Volume Control (см. примечание 1) |
Конденсатор |
Номинал |
Мин. напряжение (В) |
Примечание |
C1* | 0.022 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C2 | 16-32 мкФ | 450 | Электролит (см. примечание 2) |
C3 | 50-500 мкФ | 50 | Электролит (см. примечание 2) |
C5 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C6 | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C7* | 0.05 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C8 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C9 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C10 | 0.01 мкФ | 400 | Керамический |
C11 | 50 мкФ | 25 | Электролит |
C12 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C13 | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C14 | 470пФ | 400 | Керамический или слюдянной |
C15* | 5000 пФ | 400 | Полипропиленовый |
C16* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C17* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C18* | 0.01 мкФ | 400 | Полипропиленовый |
C19 | 50 мкФ | 25 | Электролит |
C20-A | 32 мкФ | 350 | Электролит |
C20-B | 16 мкФ | 350 | Электролит |
* Конденсаторы, работающие в тонкоррекции. Лучший тип конденсаторов - Sprague, Mallory, Cornell Dublier, Jensen Paper-in Oil, и др.
V1, V2, V3 | ECC83/12AX7 Двойной триод |
V4, V5 | EL84/6BQ5 Пентод |
V6 | E281/6CA4 Voltage Rectifier Valve |
T1 | Силовой трансформатор |
T2 | Выходной трансформатор |
J1, J2, J3, J4 | Входные штеккеры |
F1 | Плавкий предохранитель, 1А |
F2 | Дополнительный плавкий предохранитель, 0.25А |
SW1 | Выключатель питания |
SW2 | Дежурный режим |
SW3 | Вибрато |
SW4 | Выбор сопротивления Динамика |
SW5 | Выбор напряжения |
L1 | Индикаторная лампочка 6.3 В |
Примечания:
1. В некоторых усилителях применяется 1М (R30, 37,34, 35)
2. Компоненты с больше чем одним значением (R5, C2, C3) - результат промышленных изменений. Отличающиеся перечисленные значения были соблюдены в подлинных немодифицированных примерах этой схемы усилителя. Экспериментируйте!
Блок питания на трансформаторе ТАН34 - собраны две обмотки по 300 вольт, объединены вместе средней точкой (вместе 600 вольт). Питание кенотронное - на кенотроне EZ81. Можно поставить EZ80 - свой первоначальный вариант я собирал именно на нём, или любой аналогичный отечественный кенотрон. Мерять напряжение снимаемое с кенотрона следует на плюсе фильтрующего конденсатора! После кенотрона с ТАН34 вы получите примерно 275 вольт, после конденсатора до 300 и выше - в зависимости от используемого трансформатора, его мощности и того насколько питание просядет под нагрузкой. Номиналы фильтрующих конденсаторов стоит уточнить по даташиту - для EZ80 (EZ81) суммарная ёмкость фильтрующих конденсаторов не должна превышать 50 микрофарад.
Лампы - 12AX7 (ECC83), причём в качестве лампы отвечающей за генератор тремоло-эффекта можно поставить что-нибудь попроще, две EL84 - в выходной каскад. Можно поэкспериментировать с отечественными 6Н2П и 6П14П.
Не забудьте "среднюю точку" накальной обмотки соединить с землёй - все ТАНы имеют дополнительный отвод в накальных обмотках (он "делит накальную обмотку на обмотки 5 вольт и 1.3 вольта) - его можно попробовать использовать в качестве "средней точки" для снижения уровня фона. Выпрямлять накал не обязательно - мой вариант работает прекрасно - шумов ноль.
Земляная шина проходит через корпуса переменных резисторов - что вроде бы не очень правильно с точки зрения теории (образование земляных петель), но говорят что именно так была образована земля в заводских аппаратах. Такой же вариант описан в одном из лейаутов с 18watt.com. По крайней мере если не допускать сеъёзных ошибок в монтаже усилитель не должен фонить по причине земляных петель. Если земляную шину будете подпаивать на корпуса потенциометров - обязательно обработайте места пайки надфилем или небольшим напильником - и предварительно, перед пайкой облудите зачищенные места. Иначе подпаять провод на корпус переменного резистора будет довольно проблематично.
Выходной трансформатор - классическое решение - ТВЗ 1-6. Его вполне можно попытаться найти на развалах в Митино или Царицыно. Либо как вариант попробовать приобрести трансформаторы для двухтактов у Ерасова, либо заказать в Аудиоинтструменте, либо намотать самостоятельно.
Корпус куплен в Каскад Электроникс - металлический корпус серии КТ, не самое лучшее решение для массивного усилителя (корпуса КТ достаточно ненадёжны, конструктивно имеют ряд недостатков (плохо закреплённые передние и задняя панели, неудачное решение крепление шнура питания, предохранителя), но при этом это недорогое и удобное решение - корпус обошёлся мне не дороже 700 руб, нет необходимости конструировать корпус в виде классической гитарной "головы". Морда сделана по классической технологии - распечатанный шильд клеится на лицевую панель и обрабатывается сверху автомобильным лаком из баллона. Не так прочно и долговечно как нормальная панель с шелкографией, но для домашнего использования вполне применимо.
Напоследок несколько фото:
(по материалам сайтов
Так что вопрос, отчего ламповые усилители звучат приятнее, остаётся открытым.
это месячные )
И каждый профессиональный гитарист старается использовать ламповые уселители, а не микросхемные или транзисторные.
Cubba наверное пользуется при измерениях какими то своими специальными избирательными адаптивными ваттами
я вот например помидоры люблю больше чем огурцы
но это же не значит что 18 кг помидор равняется по весу 50 кг огурцов
Анархия, мать порядка...
может поставить два (отдельно для выходных ламп и всех остальных)???
!!! Эх мечта моей юности - это и ещё гитару Jipson и ударим по тов. Джими так сказать Хэндрексу! А вот наш ответ Чемберлену - Это усилок ТУ-100 и колонки КИНАП - звука никакого, зато моща всех уделает! Кстати не хуже современных транзюково-TDAшных, особливо по искажениям и "прозрачности" звука на низах.