Borland C++ Builder 6 для начинающих (Статья одиннадцатая)
В этой статье рассказывается о событиях визуальных компонентах
Статья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
СОБЫТИЯ КОМПОНЕНТОВ
Мы неоднократно рассматривали применение различных событий компонентов в предыдущих примерах программ. Настало время рассмотреть их отдельно. В табл. 1 приведены основные события компонентов и дано описание моментов, когда они происходят.
Событие |
Когда происходит событие |
OnActivate | При активизации объекта |
OnCanResize | При изменении размеров |
OnContextPopup | При вызове контекстного меню |
OnClick | По щелчку мыши на компоненте и при другой активизации компонента |
OnClose | При закрытии |
OnDblClick | По двойному щелчку мыши на компоненте |
OnChanqe | После изменения графического объекта |
OnDragDrop | В момент отпускания перетаскиваемого компонента над данным компонентом |
OnDragOve | Когда пользователь перемещает перетаскиваемый объект над компонентом |
OnEndDraq | В момент прерывания или окончания перетаскивания компонента |
OnEnter | В момент получения элементом Фокуса |
OnExit | В момент потери элементом фокуса |
OnKeyDown | При нажатии пользователем любой клавиши |
OnKeyPress | При нажатии пользователем клавиши символа |
OnKeyUp | При отпускании пользователем любой клавиши |
OnMouseUp | В момент нажатия пользователем клавиши мыши над компонентом |
OnMouseMove | При перемещении курсора мыши над компонентом |
OnPaint | При получении сообщения Windows о необходимости перерисовать изображение |
OnProgress | Во время медленных процессов изменения графического изображения |
OnStartDraq | Когда пользователь начал перетаскивание объекта |
OnEnter | При вводе |
OnExit | При выходе |
Самым часто используемым и уже знакомым нам событием является OnClick. Обычно событие OnClick наступает, если пользователь нажал и отпустил левую кнопку мыши в тот момент, когда указатель мыши находился на компоненте. Кроме того, это событие происходит в следующих случаях:
• пользователь нажал клавишу пробела, когда кнопка или индикатор были в фокусе;
• пользователь нажал клавишу Enter, а активная форма имеет кнопку по умолчанию, указанную свойством Default;
• пользователь нажал клавишу Esc, а активная форма имеет кнопку прерывания, указанную свойством Cancel;
• пользователь нажал клавиши быстрого доступа к кнопке или индикатору;
• пользователь выбрал элемент в сетке, дереве, списке или выпадающем списке, нажав клавишу со стрелкой;
• приложение установило в True свойство Checked кнопки RadioButton;
• приложение изменило свойство Checked индикатора CheckBox;
• вызван метод Click элемента меню.
Как видим, данное событие может происходить в большинстве случаев, недаром оно является одним из самых распространенных.
Для компонента формы событие OnClick наступает, если пользователь щелкнул на пустом месте формы или на недоступном компоненте.
Создайте новое приложение и поместите на форму одну кнопку Button1. Откройте для нее в инспекторе объектов закладку событий Events и щелкните дважды левой кнопкой мыши на поле правее события OnClick. Откроется инспектор кодов и появится заготовка программного кода для функции обработки события OnClick, создаваемая автоматически средой разработки Borland C++ Builder 6. Она имеет вид:
void __fastcall TForm1:: Button1Click(T0bject *Sender)
{
}
Параметр Sender данного события содержит объект, в котором произошло событие, и может быть использован для извлечения информации о том, какой компонент сформировал событие OnClick.
Впишите между фигурными скобками функции обработки события OnClick для кнопки Button1 следующую программную строку:
ShowMessage("Событие OnClick произошло в "+((TControl *)Sender)->Name);
Аналогичные действия выполните для формы Form1, после чего запустите приложение. В результате при возникновении события OnClick на кнопке или форме будет формироваться окно сообщения с информацией о компоненте, в котором произошло данное событие. Проверьте реакцию программы на щелчок левой кнопкой мыши по кнопке, нажатие клавиш пробел и Enter и другие действия пользователя программы.
Другое событие — OnDblClick наступает, если пользователь осуществил двойной щелчок, т. е. дважды нажал и отпустил основную кнопку мыши с коротким интервалом, когда указатель мыши находился на компоненте. К одному и тому же компоненту нельзя написать обработчики событий OnClick и OnDblClick, поскольку первый из обработчиков всегда перехватит щелчок мыши. Параметр Sender для события OnDblClick может быть использован аналогично примеру, описанному выше.
Довольно часто в программах необходимо определять, какую клавишу на клавиатуре нажал пользователь, для того, чтобы назначить выполнение определенных действий в соответствии с нажатой клавишей. Для этих целей хорошо подходят следующие события, описываемые ниже.
Событие OnKeyDown наступает, если компонент находится в фокусе при нажатии пользователем любой клавиши, включая функциональные и специальные, такие как Shift, Alt и Ctrl. В обработчик события передаются кроме обычного параметра Sender, указывающего на компонент, в котором произошло событие, такие параметры, как Key и Shift. Параметр Key позволяет определить код нажатой клавиши клавиатуры. Для большинства клавиш имеются символьные имена API Windows. Коды клавиш и соответствующих им символьных имен приведены в табл. 2.
Табл.2.1 На основном поле клавиатуры
Клавиша | Десят. код | HEX код | Символьное имя |
F1 | 112 | 0x70 | VK_F1 |
F2 | 113 | 0x71 | VK_F2 |
F3 | 114 | 0x72 | VK_F3 |
F4 | 115 | 0x73 | VK_F4 |
F5 | 116 | 0x74 | VK_F5 |
F6 | 117 | 0x75 | VK_F6 |
F7 | 118 | 0x76 | VK_F7 |
F8 | 119 | 0x77 | VK_F8 |
F9 | 120 | 0x78 | VK_F9 |
F10 | 121 | 0x79 | VK_F10 |
пробел | 32 | 0x20 | VK_SPACE |
Backspace | 8 | 0x8 | VK_BACK |
Tab | 9 | 0x9 | VK_TAB |
Enter | 13 | 0x0D | VK_RETURN |
Shift | 16 | 0x10 | VK_SHIFT |
Ctrl | 17 | 0x11 | VK_CONTROL |
Alt | 18 | 0x12 | VK_MENU |
CapsLock | 20 | 0x14 | VK_CAPITAL |
Esc | 27 | 0x1B | VK_E5CAPE |
Insert | 45 | 0x2D | VK_INSERT |
PageUp | 33 | 0x21 | VK_PRIOR |
PageDown | 34 | 0x22 | VK_NEXT |
End | 35 | 0x23 | VK_END |
Home | 36 | 0x24 | VK_HOME |
Стрелка ← | 37 | 0x25 | VK_LEFT |
Стрелка ↑ | 38 | 0x26 | VK_UP |
Стрелка → | 39 | 0x27 | VK_RIGHT |
Стрелка ↓ | 40 | 0x28 | VK_DOWN |
Delete | 46 | 0x2E | VK_DELETE |
PrintScreen | 44 | 0x2C | VK_SNAPSHOT |
ScrollLock | 145 | 0x91 | VK_SCROLL |
0 ) | 48 | 0x30 | --- |
1 ! | 49 | 0x31 | --- |
2 @ | 50 | 0x32 | --- |
3 # | 51 | 0x33 | --- |
4 $ | 52 | 0x34 | --- |
5 % | 53 | 0x35 | --- |
6 ^ | 54 | 0x36 | --- |
7 & | 55 | 0x37 | --- |
8 * | 56 | 0x38 | --- |
9 ( | 57 | 0x39 | --- |
` ~ | 192 | 0xС0 | --- |
- _ | 189 | 0xBD | --- |
= + | 187 | 0xBB | --- |
[ { | 219 | 0xDB | --- |
] } | 221 | 0xDD | --- |
; : | 186 | 0xBA | --- |
' " | 222 | 0xDE | --- |
\ | | 220 | 0xDC | --- |
, < | 188 | 0xBC | --- |
. > | 190 | 0xBE | --- |
/ ? | 191 | 0xBF | --- |
a A | 65 | 0x41 | --- |
b B | 66 | 0x42 | --- |
с С | 67 | 0x43 | --- |
d D | 68 | 0x44 | --- |
e E | 69 | 0x45 | --- |
f F | 70 | 0x46 | --- |
g G | 71 | 0x47 | --- |
h H | 72 | 0x48 | --- |
i I | 73 | 0x49 | --- |
j J | 74 | 0x4A | --- |
k K | 75 | 0x4B | --- |
l L | 76 | 0x4C | --- |
m M | 77 | 0x4D | --- |
n N | 78 | 0x4E | --- |
o O | 79 | 0x4F | --- |
p P | 80 | 0x50 | --- |
q Q | 81 | 0x51 | --- |
r R | 82 | 0x52 | --- |
s S | 83 | 0x53 | --- |
t T | 84 | 0x54 | --- |
u U | 85 | 0x55 | --- |
v V | 86 | 0x56 | --- |
w W | 87 | 0x57 | --- |
x X | 88 | 0x58 | --- |
y Y | 89 | 0x59 | --- |
z Z | 90 | 0x5A | --- |
Win (Л) | 91 | 0x5B | VK_LWIN |
Win (Пр) | 92 | 0x5C | VK_RWIN |
Табл.2.2 На дополнительном поле клавиатуры
при выключенном индикаторе NumLock
Клавиша | Десят. код | HEX код | Символьное имя |
0 | 96 | 0x60 | VK_NUMPAD0 |
1 | 97 | 0x61 | VK_NUMPAD1 |
2 | 98 | 0x62 | VK_NUMPAD2 |
3 | 99 | 0x63 | VK_NUMPAD3 |
4 | 100 | 0x64 | VK_NUMPAD4 |
5 | 101 | 0x65 | VK_NUMPAD5 |
6 | 102 | 0x66 | VK_NUMPAD6 |
7 | 103 | 0x67 | VK_NUMPAD7 |
8 | 104 | 0x68 | VK_NUMPAD8 |
9 | 105 | 0x69 | VK_NUMPAD9 |
* | 106 | 0x6A | VK_MULTYPLY |
+ | 107 | 0x6B | VK_ADD |
- | 108 | 0x6C | VK_SUBTRACT |
. | 109 | 0x6D | VK_DECIMAL |
/ | 110 | 0x6E | VK_DIVIDE |
n N | 78 | 0x4E | --- |
o O | 79 | 0x4F | --- |
Параметр Shift является множеством, которое может быть пустым или включать символьные значения, описываемые в табл. 3.
Символьное значение |
Назначение |
ssShift | Нажата или отпущена клавиша Shift |
ssAlt | Нажата или отпущена клавиша Alt |
ssCtrl | Нажата или отпущена клавиша Ctrl |
Другое событие — OnKeyPress наступает, если компонент находится в фокусе при нажатии пользователем клавиши символа. Параметр Key в обработчике этого события имеет тип char и соответствует символу нажатой клавиши. Функциональные клавиши и специальные клавиши типа Shift, Alt и Ctrl не вызывают этого события. Нажатие таких комбинаций клавиш как, например, Shift+A, генерирует только одно событие OnKeyPress, при котором параметр Key равен "А". Поскольку параметр Key передается в обработчик события как переменная, его можно изменять, передавая для дальнейшей обработки другой символ. В некоторых программах этот прием полезно использовать.
Для того, чтобы распознавать комбинации клавиш или клавиши, не соответствующие символам, необходимо использовать обработчики событий OnKeyDown и OnKeyUp.
Следует отметить, что событие OnKeyPress заведомо наступает, если нажимается только клавиша символа или клавиша символа при нажатой клавише Shift. Если же клавиша символа нажимается одновременно с какой-то из вспомогательных клавиш, то событие OnKeyPress может не наступить (произойдут только события OnKeyDown при нажатии и OnKeyUp при отпускании) или если и наступит, то укажет на неверный символ. Например, при нажатой клавише Alt событие OnKeyPress при нажатии символьной клавиши не наступает, а при нажатой Ctrl событие OnKeyPress при нажатии символьной клавиши наступает, но символ не распознается.
Событие OnKeyUp наступает, если компонент находится в фокусе при отпускании пользователем любой ранее нажатой клавиши, включая функциональные и вспомогательные, такие как Shift, Alt и Ctrl. В обработчик кроме параметра Sender, указывающего на компонент, в котором произошло событие, передаются также параметры Key и Shift, описанные выше.
Событие OnKeyUp наиболее удобно для распознавания нажатых клавиш и комбинации клавиш. Необходимо обратить внимание на то, что параметр Key для обработчика данного события имеет тип word в отличие от типа char для события OnKeyPress. Поэтому допускается параметр Key сравнивать с целым числом, соответствующим коду символа или применять к параметру Key функцию char, переводящую его в символ для сравнения с символами. К тому же надо учитывать, что виртуальный символьный код одинаков для символов в верхнем и нижнем регистре и для различной раскладки клавиатуры (русской или английской).
Рассмотрим способ определения кода нажатой клавиши на примере небольшой программы. Создайте в среде разработки Borland C++ Builder 6 новое приложение и поместите на форму один компонент Label1. В инспекторе кодов для формы Form1 на закладке событий щелкните дважды по полю правее OnClick и введите в заготовку обработчика события программный код:
Label1->Caption = "Было событие OnClick";
Этот код программы позволит изменять свойство Caption компонента на сообщение о возникновении события OnClick на форме приложения.
Аналогично введите для формы Form1 код обработки события KeyDown:
if(Shift.Contains(ssAlt)) Label1->Caption = "Alt";
if(Shift.Contains(ssCtrl)) Label1->Caption = "Ctrl";
if(Shift.Contains(ssShift)) Label1->Caption = "Shift";
switch (Key)
{
case VK_INSERT: Label1->Caption = "Insert"; break;
case VK_CAPITAL: Label1->Caption = "CapsLock"; break; case VK_NUMLOCK: Label1->Caption = "NumLock"; break;
}
и код обработки события KeyPress:
switch (Key)
{
case ' ': Label1->Caption = "Был нажат пробел";
break;
default : Label1->Caption = Key;
break;
}
Теперь запустите приложение на выполнение и нажимайте любые клавиши на клавиатуре, а также пощелкайте левой кнопкой мышки по форме приложения. В результате вы увидите реакцию программы на ваши действия.
Событие OnExit наступает в момент потери элементом фокуса при его переключении на другой элемент. Это событие не наступает при переключениях между формами или между приложениями. Значение свойства ActiveControl изменяется прежде, чем происходит событие OnExit. При переключениях между элементами, расположенными в разных контейнерах, например, на разных панелях, событие OnExit сначала наступает для элемента, а потом для содержащего его контейнера. Это противоположно последовательности событий OnEnter, которые при переключении из другого контейнера на компонент данного контейнера наступают сначала для контейнера, а потом для компонента.
Создайте новое приложение и поместите на него три компонента Edit из закладки Standard. Создайте обработчик события OnEnter для компонента Edit2 и вставьте в него программный код:
ShowMessage("Фокус на элементе");
Теперь создайте обработчик события OnExit для этого же компонента и вставьте в него программный код:
ShowMessage("Фокус переключен");
Запустите приложение и нажимайте клавишу табуляции. Фокус будет переключаться между компонентами Edit, и при переходе через Edit2 на экране будет формироваться сообщение о состоянии фокуса.
Далее рассмотрим события, связанные с работой мыши.
Событие OnMouseDown наступает в момент нажатия пользователем клавиши мыши над компонентом. Имеется также парное к нему событие OnMouseUp, наступающее при отпускании нажатой кнопки мыши над объектом.
Обработка событий OnMouseDown и OnMouseUp используется для операций, требуемых при нажатии и отпускании пользователем какой-либо кнопки мыши. Обработчики этих событий имеют параметры Sender, Shift, Button, X и Y. С первыми двумя параметрами мы уже знакомы из описания предыдущих событий. Значения параметра Button определяют, какая кнопка мыши нажата: mbLeft — левая, mbRight — правая, mbMiddle — средняя. Параметры X и Y определяют координаты указателя мыши в клиентской области компонента.
Создайте новое приложение и поместите на его форму два компонента Label. Для формы Forml создайте обработчик события OnMouseDown и введите в него следующие строки программного кода:
if(Button == mbLeft) Label1->Caption = "Нажата левая кнопка мыши";
if(Button == mbRight) Label1->Caption = "Нажата правая кнопка мыши";
if(Button == mbMiddle) Label1->Caption = "Нажата средняя кнопка мыши";
Label2->Caption = "Координаты мыши: X="+string(X)+" Y="+String(Y);
Запустите приложение и пощелкайте разными кнопками мыши на его форме. Вы увидите сообщения программы о ваших действиях и координаты курсора мыши.
Событие OnMouseMove наступает при перемещении курсора мыши над компонентом.
Обработчик события OnMouseMove вставляется в программу, если необходимо произвести какие-то операции при перемещении курсора мыши над компонентом. Параметр Shift, являющийся множеством, содержит элементы, позволяющие определить, какие кнопки мыши и вспомогательные клавиши (Shift, Ctrl или Alt) нажаты в этот момент. Параметры X и Y определяют координаты указателя мыши в клиентской области компонента.
Добавьте в предыдущую программу обработчик события OnMouseMove для формы Forml и вставьте в него следующую строку программного кода:
Label2->Caption = "Координаты мыши: X="+String(X)+" Y="+Strlng(Y);
Вновь запустите приложение и проверьте, как ведет себя программа, когда вы перемещаете курсор мыши над формой и другими компонентами.
Следующие описываемые события относятся к графическим компонентам и перемещению объектов.
Событие OnChange связано с графическим компонентом канвы (рамки) и наступает после изменения графического объекта. Обработчик события OnChange должен осуществить необходимые операции при изменении графического объекта и отразить его новые установки. Событие происходит сразу после изменения изображения на канве. При вызове любого метода рисования осуществляется следующая последовательность операций:
• происходит событие OnChanging;
• вызванный метод канвы TCanvas осуществляет изменения в изображении;
• наступает событие OnChange.
Событие канвы OnChange наступает при изменении именно самого изображения, а не свойств канвы. Такие свойства канвы, как объекты Font (шрифт). Brush (кисть) и Реп (перо), имеют свои собственные события OnChange.
Событие OnPaint наступает, когда приходит сообщение Windows о необходимости перерисовать испорченное изображение. Изображение может испортиться из-за временного перекрытия данного окна другим окном того же или постороннего приложения. Обработчик данного события должен перерисовать изображение. При перерисовке изображения канвы Canvas можно использовать свойство ClipRect, которое указывает область канвы, внутри которой изображение испорчено.
События OnProgress наступают во время медленных процессов изменения графического изображения, таких как загрузка, сохранение, трансформация. Заготовка его обработчика приведена ниже:
void __fastcall TForml::
Image1Progress(T0bject *Sender, TProgressStage Stage, BYTE PercentDone, bool RedrawNow, const TRect &R, const AnsiString Msg)
{
}
Эти события позволяют построить в приложении индикатор хода процесса, обеспечивающий обратную связь с пользователем. Разработчики новых компонентов могут генерировать события OnProgress, вызывая защищенный метод Progress. Параметр Stage указывает стадию процесса — начало, продолжение, окончание. Он может принимать значения psStarting, psRunning и psEnding соответственно. Если приложение предусматривает индикацию процесса, можно создавать индикатор при Stage = psStarting, изменять его показания, пока Stage = = psRunning, и закрывать при Stage = = psEnding. Параметр PercentDone показывает, какая примерно часть процесса выполнена. Этот параметр может использоваться в индикаторе процесса. Параметр RedrawNow указывает на то, возможно ли в данный момент успешно отобразить изображение на экране. Параметр R указывает область изображения, которая изменена и нуждается в перерисовке. Параметр Msg содержит краткую справку о протекающем процессе, например, Loading (загрузка), Storing (запоминание) или Reducing colours (уменьшение цветов). Строка Msg может быть и пустой.
Событие OnDragDrop наступает в момент отпускания над компонентом другого перетаскиваемого компонента. В обработчике данного события необходимо описать, что в этот момент должно произойти. Параметр Source соответствует перетаскиваемому объекту, а параметр Sender — объекту, над которым другой объект был отпущен. Параметры X и Y содержат координаты позиции курсора мыши над компонентом в системе координат клиентской области этого компонента.
Событие OnDragOver происходит в момент, когда перетаскиваемый объект пересек границу данного компонента и оказался внутри его контура. Заканчивается событие, когда объект покидает компонент, пересекая его границу. Обработчик события OnDragOver используется для того, чтобы дать сигнал о готовности компонента принять перетаскиваемый объект в том случае, если пользователь отпустит его над данным компонентом. Если компонент готов принять объект, то в обработчике надо задать значение параметра Accept, равное True. Впрочем, это значение по умолчанию равно True, так что его можно не задавать. Обработчик может быть и пустым, что будет означать готовность компонента принять любой объект, но даже пустой обработчик нужен, поскольку иначе сообщения о приеме компонента приложение не получит.
Во время перетаскивания над компонентом объекта, который может быть принят, форма курсора мыши может изменяться, сигнализируя пользователю о готовности компонента принять объект. Для обеспечения этого необходимо во время проектирования задать соответствующее значение свойства компонента DragCursor. Параметр Source обработчика события определяет перетаскиваемый объект, а параметр Sender — сам компонент. Параметры X и Y дают координаты точки экрана в пикселях. Параметр State типа TDragState onределяет состояние перетаскиваемого объекта по отношению к другим объектам. Значения этого параметра приведены в табл. 4.
Значение | Описание |
dsDragEnter | Курсор мыши входит в пределы компонента |
dsDragMove | Курсор мыши перемещается в пределах компонента |
dsDragLeave | Курсор мыши выходит за пределы компонента |
Событие OnStartDrag наступаем когда пользователь нажал левую кнопку мыши над объектом и, не отпуская ее> начал смещать курсор мыши, т. е. начал перетаскивание. Обработчик события OnStartDrag позволяет описать какие-либо специальные действия, необходимые перед началом перетаскивания. Параметр Sender является тем компонентом, который должен перетаскиваться или который содержит объект будущего перетаскивания. Переменная DragObject по умолчанию является пустой, т. е. имеет значение NULL. Это означает, что переноситься будет сам компонент или его объект, в этом случае автоматически создается объект типа TDragControlObject, с которым среда разработки Borland C++ Builder 6 осуществляет весь процесс перетаскивания. Обработчик может создавать и новый объект перетаскивания, в котором определен какой-нибудь особый вид курсора и т. п.
Событие OnEndDrag наступает при любом окончании процесса перетаскивания компонента, которое может быть успешным (компонент перетащен в приемник) или безуспешным (компонент отпущен над формой или компонентом, неспособным его принять). Данное событие наступает в момент прерывания или окончания перетаскивания компонента, оно наступает в перетаскиваемом компоненте. Его обработка не требуется для осуществления процесса перетаскивания. Соответствующий обработчик может быть написан, если требуется какое-либо действие или сообщение, подтверждающее результат перетаскивания, или какая-то реакция в перетаскиваемом компоненте. Параметр Sender обработчика — это сам объект перетаскивания. Параметр Target является компонентом-приемником, если объект был им принят, или пустым, если перетаскивание закончилось неудачей. Параметры X и Y дают координаты экрана в пикселях.
Продолжение следует...
Статья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12